Самолёт как храм.
Перелет на самолете кажется для нас обыденной реальностью. Но для большинства это место особенное и страшное. Часть людей просто не поднимаются в воздух, не в силах перебороть страх. Другие начинают бояться в аэропорту, пытаясь залить этот страх алкоголем, или придумывают сложные защитные ритуалы, помогающие перенести перелет. Многие начинают молиться на взлете, остальные присоединяются к ним в турбулентности. Стюардесы помогают победить страх с помощью ритуала объяснения эвакуационного оборудования. Затем обязательная эвхаристия, мы вместе преломляем хлеб, поглощая странную самолетную еду, запивая кровью самолетных напитков.
Пищевой и защитный ритуал частично успокаивают тревогу у большинства. Но давайте попробуем понять ее суть. Почему, отрываясь от земли, мы ощущаем такой сильный страх, как будто мы дети Антея, который получал силу от земли. Теряя эту опору и взлетая, чего мы боимся? Главный страх – это потеря контроля, потеря земных концепций выживания. Мы вверяем себя в руки пилота и Бога, которые для большинства кажутся чужими. Нас не убеждает статистика, утвержадающая, что в автомобильных авариях гибнет значимо больше людей, чем в авиакатастрофах. Даже если я сажусь в автомобиль или океанский лайнер, я могу фантазийно расчитывать на свой героический контроль. Там я вырулю, выплаву, выживу, а здесь у меня нет даже парашюта. В пределе этот страх проявляется в фильмах, посвященных космическим полетам, таким как «Гравитация». В них герой может остаться один висящим в космической бесконечности. Неслучайно у космонавтов ритуалов больше, чем у кого угодно.
Но не является ли ситуация полета лишь демонстрацией иллюзии нашего всемогущего контроля. Разве мы не находимся каждый момент в руках Бога или судьбы? Разве каждый день мы не можем попасть под машину, быть убитыми, смертельно заболеть? Все это в сумме значимо вероятнее авиакатастрофы, но мы защищаемся от принятия этого непостоянства жизни всемогуществом. Мы думаем, что это случится очень не скоро. А откладывая мысли о смерти, мы откладываем и настоящую жизнь на потом.
Значит, авиаперелет - это возможность прикоснуться к оправданному страху своей уязвимости и возможно сделать следующий важный шаг - принять смерть и непостоянсво жизни. Тогда может открыться настоящее доверие жизни, рукам Бога или судьбы.
Не является ли храм не столько защитой и опиумом для народа, сколько местом концентрации реального, местом, где тебя от опиума всемогущества и индивидуализма избавляют? Как в программе реабилитации на первом шаге алкоголиков избавляют от иллюзии, что он контролирует алкоголь?
В самолете мы все оказываемся Икаром или искателем духа, проникшим в высоты, где обитают Боги. Еще немного выше, и воск гордыни наших крыльев расплавится под божественным взглядом реальности, и мы разобьемся. Когда Гагарин сказал, что высоко летал, но Бога не видал, он поведал нам правду о невидимом, не называемом Боге, о пустоте. В самолете нам становится очевидна пустота, в которой мы висим в нашей земной жизни. А уже следующий выбор - воспринимать эту пустоту как пустоту одиночества и свободы выбора, как экзистенционалисты, или как порождающую разнообразие форм, творящую функцию сознания, как буддисты.
В общем, летайте самолетами… потому что вы получаете два в одном: перенос тела в нужную точку и перенос сознания в храм реальности. А вы боитесь летать и воспринимаете самолет как храм? Какие еще современные места силы вы знаете?
Автор: С.О.Раевский.
авторизуйтесь